Справочник | Афиша | Новости | Контакты | Объявления | Регистрация |
Соборы (17)
Музеи (3)
Усадьбы
|
Жизнь и творчество Петра Ильича Чайковского в Клину, в усадьбах Майданово и ФроловскоеРасположение: 85 км Ленинградского шоссе, Клинский район.
Шел 1885 год. К этому времени, Петр Ильич Чайковский уже известный композитор, авторитет в Русском музыкальном обществе. Постановки на Петербургской сцене опер «Орлеанская дева», «Мазепа» и, особенно, «Евгения Онегина» имели блестящий успех. Основным местом пребывания Чайковского с 1887 года стала Каменка на Украине, где жила его сестра А.И. Давыдова с семьей. Концертные исполнения его симфонических и камерных произведений, постановки опер, издательские дела призывали композитора то в Петербург, то в Москву. В Москве Петр Ильич останавливался в гостиницах. С годами путешествия начали утомлять его. Он испытывал огромную потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы, по возвращении из путешествий, целиком отдаваться творчеству. Постоянно жить в Москве или Петербурге он не желал. Именно поэтому Петр Ильич решил жить за городом. Но Чайковский не стремился приобрести загородный дом в собственность, а искал возможность арендовать подходящий дом в тихом, уединенном месте, где все окружающее создавало бы условия для творчества. Поиски подходящего варианта он поручил своему помощнику, Алексею Сафронову. Свой выбор Петр Алексеевич остановил на особняке в селе Майданово, принадлежавший помещице, статской советнице Н.В.Новиковой, хотя считал, что «дом немножко слишком роскошен» для него. «Как бы то ни было, но год придется там прожить, а если окажется, что содержание его превышает мои средства, успею найти в течение года что-нибудь более подходящее» - писал Чайковский в своем письме своему близкому другу Надежде Филаретовне Фон-Мекк. Это была старинная усадьба, построенная в ХVIII веке дядей Петра I боярином Л.Н. Нарышкиным и принадлежала его наследникам до первой половины ХIХ века, затем усадьба принадлежала коллежской асессорше А.И. Карцевой, а в 1861 году усадьба перешла во владение Н.В. Новиковой. Усадьба находилась в двух километрах от Клина, и это, несомненно, имело значение для композитора, поскольку Клин являлся железнодорожной станцией на дороге Москва - Петербург, отсюда можно было в любое время отправиться в одну из столиц. 5 февраля 1885 года Перт Ильич поселился в селе Майданово. Несмотря на прекрасное месторасположение дома, который стоял «на возвышении, на берегу реки, в красивом местоположении и имеет сзади обширный парк», обстановка дома желала оставлять лучшего. «В здешнем же доме я нашел только претензию на роскошь, пестроту, безвкусие, грязь и непомерную запущенность. Конечно, следовало сначала посмотреть и не полагаться на рекомендации...» - писал композитор. Дом был «огромный, холодный, неуютный». Петр Алексеевич утроился с Алексеем в трех комнатах и начал привыкать и мириться с обстановкой. После переезда в Майданово композитор понял, что мечта его поселиться в русской деревне «не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность» его натуры. Впервые за много лет Чайковский почувствовал «…счастье быть у себя. …что за наслаждение, что за чудный отдых доставляет мне это одиночество, эта тишина и свобода!!! Какое счастье быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам!». Под впечатлением окружавшей его природы, зимнего пейзажа Чайковский начинает работать над «Черевичками». Его утро начиналось в 8 часов, затем он пил чай, читал, писал письма и прогуливался по парку. Время с 9 до 13 часов дня он посвящал работе, и эти часы он не уступал никому, даже приехавшим по приглашению друзьям. В час дня начинался обед, состоявший из незатейливых блюд: русских щей и гречневой каши. Но если в доме были гости, Петр Ильич старался сделать угощения более разнообразными. После обеда, разумеется, была прогулка. Но в начале июня Петр Ильич начал сетовать на свое новое жилище. Майданово в то время было бойким дачным местом, а Петр Ильич никак не мог смириться с тем, что посторонние гуляют под его окнами в парке. И он вновь начинает думать что «по исключительности моего характера и натуры, мне лучше всего иметь маленькую собственность, т. е. домик и садик». После долгих и неудачных поисков нового пристанища, в конце лета 1885 года Петр Ильич принимает предложение хозяйки остаться в Майданово, и поселиться в доме, в котором ранее жила сама. «Дом этот находится в стороне от других; мне будет огорожена значительная часть сада, в которой я буду распоряжаться совершенно произвольно, а самый дом еще летом она отделала заново» - писал он фон-Мекк. 15 сентября 1885 года Перт Ильич переехал в свой новый дом. Дом пришелся по душе композитору, он был уютным, чистым, хорошо меблированным. «Я чрезвычайно доволен своим домиком, своим одиночеством и свободой, и беспрестанно благодарю бога, ниспославшего мне, наконец, то, чего я так давно жаждал». Местные жители села влачили жалкое существование. Земля им досталась, после раздела с помещицей, плохая, заработка никакого. Но, по словам композитора, все они выглядели вполне счастливыми, ни на что не жаловались, и чем меньше они выказывали недовольство, тем больше их жалел Петр Ильич. Но больше всех ему было жалко детей, «обреченных жить материально и умственно в вечном мраке». Ему очень хотелось что-нибудь сделать для них. Композитор начал вести переговоры с местным священником об организации школы в селе, при условии ежегодного пожертвования. Переговоры успешно завершились, и, через два месяца, после усердных хлопот священника, был получен указ о разрешении открытия школы. Школа была открыта 20 января 1886 года, чем Перт Ильич был очень доволен и горд, что инициатива этого хорошего дела была с его стороны. Лето 1886 года выдалось дождливым, и сообщение между Клином и Майданово было затруднительным, что порой заставляло Чайковского оставаться на несколько дней в Москве. Весной 1887 года композитор отправляется в зарубежное турне, да и с Майданово он расставался без сожаления, стали появляться первые дачники, «очарование сразу исчезло». Петр Ильич планировал всю будущую зиму прожить за границей, после чего искать другой дом. Но, в сентябре, он опять приезжает в Майданово, и причина тому - возможность обзавестись землей и домом. Дело было в том, что владелица Майданово г-жа Новикова начала распродажу своих земель. Первым покупателем части владений, в размере четырехсот десятин, был редактор газеты «Русские ведомости» В.М. Соболевский. Новикова предлагает и Петру Ильичу приобрести часть угодий. Но в процессе переговоров, выяснилось, что продаваемые г-жой Новиковой земли находятся в залоге и для разрешения продажи части имения требуется огромная сумма денег. Это оказалось серьезным препятствием, сделка не состоялась. Чуть позже Чайковский рассмотрит еще несколько вариантов приобретения и долгосрочной аренды, но это тоже ни к чему не приведет. После этого Петр Ильич окончательно оставляет идею о приобретении собственности. В марте 1888 года Алексей Сафронов сообщает Чайковскому о том, что он снял для него небольшую усадьбу в селе Фроловское. К приезду композитора Алексей проделал огромную работу и всего за один месяц сделал дом пригодным для проживания. Усадьба находилась в очень живописном месте, «гораздо более живописном и красивом, чем Майданово». Дом стоял на горе, особняком, из окон открывался великолепный вид, сад переходил прямо в лес. Внутри дома были комнаты с высокими потолками, обставленные старинной мебелью. Рядом не было дачников, весьма поднадоевшие композитору в Майданово. Петр Ильич планировал безвыездно провести все лето и всю осень во Фроловском и много работать. Он мечтал о написании новой симфонии, о новых фортепьянных пьесах. В июне 1888 года Чайковский начинает работать над увертюрой к трагедии «Гамлет», которую он давно уже собирался написать. Работа настолько хорошо шла, что к концу июня «Гамлет» был готов в черновом варианте. Во Фроловском у Петра Ильича появляется еще одно увлечение, о котором он давно мечтал, – цветоводство. В сентябре месяце, в отсутствие композитора, в доме был произведен небольшой ремонт: были вставлены новые рамы и выстроен камин в кабинете. Период жизни Чайковского во Фроловском был весьма плодотворным, он много работал, страшно уставал, но был очень этим доволен: «я с лихорадочною поспешностью делаю корректуры Пятой симфонии. Усталость страшная, я работаю как каторжник, с какой-то страстною усидчивостью, происходящей оттого, что мне всё кажется, что нужно торопиться, а то время уйдет! Но, слава богу! Работа есть для меня величайшее и ни с чем несравнимое благо». В июне 1889 года Петр Ильич приступает к написанию балета «Спящая красавица». Все это время, безвыездно, он работает во Фроловском «по обыкновению, очень напряженно и усиленно». К концу лета опять приходят мысли о переезде. На этот раз, с желанием обосноваться в Москве. Во Фроловском, хозяйка вырубила лес, и вся прелесть места исчезла, сетовал Петр Ильич. Петр Ильич снимает квартиру в маленьком особняке на Остоженке, но в марте 1890 года вновь возвращается во Фроловское, где Чайковский проживет до 1891 года. В мае 1891 года он возвращается в Майданово, проживет там ровно один год, после чего снимет усадьбу на окраине Клина, которая и является ныне домом – музеем Чайковского. В период проживания в Майданово и Фроловском Чайковским было создано: новая редакция оперы «Черевички» («Кузнец Вакула») 1885 год, симфония «Манфред» 1885 год, опера «Чародейка» 1887 год, сюита «Моцартиана»1887 год, Симфония №5 1888 год, балет «Спящая красавица» 1889 год, сюиты для оркестра, увертюра-фантазия «Гамлет» 1888 года. К сожалению, усадьбы в Майданово и Фроловское, в которых жил и работал великий мастер не сохранились. В Майданово можно увидеть лишь постамент, на котором, возможно, стоял бюст Чайковского, памятная табличка о пребывании композитора в этих местах, парк. Во Фроловском установлена гранитная стела в память о Петре Ильиче Чайковском, на территории сохранились остатки векового парка с прудом.
Источник: редактор Певнева Наталья Леонидовна 2012 г. |