Читая отчеты о состоянии дел в российском жилищно-коммунальном хозяйстве, попросту говоря в ЖКХ, вспоминаются строки литературных классиков Тредиаковского и Радищева: «Чудище обло, озорно, огромно,стозевно и лаяй».
Такой кошмарный прожорливый монстр, внушающий безотчетный страх и ужас, живет в каждом нашем доме. Нет от него спасения ни старому, ни малому, ни в столице, ни в дальнем поселке. И только самый отчаянный смельчак может вызвать его на бой.
Сегодня пресс-служба Кремля опубликовала поручения Владимира Путина по наведению порядка в коммунальном хозяйстве. Список получился внушительным.
К 2016 году федеральным и муниципальным управленцам предлагается навести порядок на подчиненных объектах. Если сделать этого не удастся, объекты будут сдавать в концессию частным операторам. Государственные или муниципальные структуры возьмут на себя только 25% расходов в таких объединениях.
Число аварий и чрезвычайных ситуаций в ЖКХ должно снизиться в 1,5 раза уже к 2017 году. Потери коммунальных ресурсов должны быть снижены до нормативного уровня к 2018 году. Правительству поручено утвердить меры по подготовке и повышению квалификации кадров для обеспечения эффективного управления в сфере ЖКХ. Кабмин должен обеспечить внедрение новой схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и давать регионам соответствующие рекомендации по этой части. Полный порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве предписано навести к 2020 году. Чтобы понять масштаб поставленных задач, надо привести несколько цифр.
Более 9 триллионов рублей потребуется только на первичное восстановление ЖКХ. Оборот данного рынка оценивается в 4,2 триллиона рублей в год. При этом нынешние объемы частных инвестиций находятся на минимальном уровне - 8% от годового оборота предприятий коммунального комплекса.
Эти цифры приводил сам Владимир Путин, выступая 31 мая 2013 года на Госсовете, посвященном реформированию ЖКХ. Президент отметил, что вкладывать в эту сферу только бюджетные средства неэффективно и недостаточно. И для долгосрочного серьезного инвестора она неинтересна в силу своего плачевного состояния.
«Зато здесь раздолье для тех, кто привык стричь купоны, не вкладывая ни копейки. Причины известны: непрозрачность финансовых процедур, коррупция, кумовство», - отметил тогда президент и поручил создатьинформационную систему для возможного отслеживания порядка начисления коммунальных выплат.
За полтора месяца, прошедшие после заседания Госсовета, ничего, собственно говоря, не изменилось, если не считать очередного повышения коммунальных платежей с 1 июля и принятия 5 июля Госдумой закона, продлевающего деятельность Фонда ЖКХ еще на 2 года, до 1 января 2018 года.
Коррупция грозных слов президента испугалась не сильно и из отрасли никуда не ушла.
Глава Минрегиона Игорь Слюняев в начале июля пригрозил коммунальным чиновникам на местах, что если рост тарифов где-то превысит 12% - разбираться придет прокуратура. Эта страшилка, по мнению министра, должна предотвратить еще один резкий скачок цен.
Но и сейчас граждане платят за минимальный набор коммунальных благ колоссальные средства - более 1,3 триллиона рублей в год. При этом дебиторская задолженность организаций ЖКХ составляет 700 миллиардов рублей, кредиторская — 600 миллиардов рублей.
По оценке некоторых экспертов, очередной рост тарифов стал серьезной нагрузкой для бюджета 72% российских семей. А что будет, если управлять всем коммунальным хозяйством станут частные концессионеры, как это предписано в распоряжении президента?
Они, естественно, захотят получать прибыль, но для этого потребуется переложить основную часть расходов по поддержанию коммуналки на рядовых потребителей. И тут гражданам не поможет даже минимальноеучастие государства, ни пугающие заявления министров, а хоть бы и премьера с президентом.
В 2012 году государство вложило в жилищно-коммунальное хозяйство 291 миллиард рублей. В ближайшем будущем инвестиции будут резко сокращаться. До 2020 года на эти цели планируется выделить всего 24 миллиарда рублей в виде соответствующих госпрограмм. Еще 15 миллиардов инвестирует Фонд содействия ЖКХ. И все! А нужно, как мы помним из выступления президента на Госсовете, более 9 триллионов рублей.
По предварительным оценкам специалистов, если все финансовое бремя реформирования ЖКХ переложат на рядовых потребителей, то каждая семья, в среднем, должна будет выложить по 200 тысяч рублей. Расходы на одного человека в некоторых регионах могут составить по 100 тысяч рублей.
Но эксперты говорят, что и бизнес не очень-то стремится в эту отрасль, и потому весьма скептически настроены к идее президента о сдаче в концессию объектов ЖКХ.
«Из-за огромного износа электро-, теплосетей и сетей водоснабжения при сохраняющемся ограничении прироста тарифов и перекрестном субсидировании, многие ресурсоснабжаюшие предприятия постоянно терпят убытки, - утверждает аналитик «Инвесткафе» Лилия Бруева. - А выводить из эксплуатации устаревшие неэффективные мощности невозможно. Этому противостоят местные власти, для которых на первом месте стоит социальная ответственность».
Бруева отмечает, что в отрасли ЖКХ есть еще одна проблема, связанная с неограниченным числом посредников в цепи «поставщик-потребитель».Именно поэтому стоимость коммунальных платежей в ежемесячных квитанциях составляет лишь малую часть, остальная сумма приходится на«прочие услуги» управляющих компаний.
Заведующий кафедрой ЖКХ «Русской школы управления» Виталий Субботин предупреждает, что бизнес не сможет заработать, если получит в пользование изношенные сети и оборудование.
«Кроме того, все решения о распределении прибыли и инвестициях концессионеры будут принимать самостоятельно, что повышает риск мошенничества», - отметил эксперт. По мнению Субботина, не все объекты ЖКХ стоит передавать в концессию, лучше опробовать новый механизм точечно, чтобы избежать социальных потрясений.
Разговор о социальных потрясениях в этом смысле не кажется чем-то невероятным. Обезумевшая в своей безнаказанности, прогнившая ипротекающая коммуналка может сделать людей нищими, стать крепостным ярмом, о котором более двухсот лет назад писал Александр Радищев. Тогда и до беды недалеко.