Справочник | Афиша | Новости | Контакты | Объявления | Регистрация |
|
Выставка "...И пятиглавые московские соборы с их итальянскою и русскою душой..."
«…И пятиглавые московские соборы с их итальянскою и русскою душой…». Москва и окрестности в литографиях фирмы Джузеппе Дациаро (Из фондов Государственного музея А.С.Пушкина) Выставочный проект Государственного музея А.С. Пушкина продолжает цикл выставок-приношений в преддверии 120-летия Государственного Дома-музея П.И. Чайковского, которое он отметит в декабре 2014 года. Государственный музей А.С.Пушкина – первый музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина – был основан в 1957 году. Музейный комплекс занимает территорию бывшей городской усадьбы Хрущёвых-Селезнёвых. Один из красивейших городских ансамблей столицы он был построен в 1814-1817 годах во время возрождения города после московского пожара 1812 года. Выставка «…И пятиглавые московские соборы с их итальянскою и русскою душой…». Москва и окрестности в литографиях фирмы Джузеппе Дациаро, – это своеобразная графическая летопись Москвы. Отстроенная после пожара Москва, «новый город», как называли его современники - это Москва А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева и С.Т. Аксакова, талантливо запечатлевших ее образ в своих произведениях. Выход в свет литографированных альбомов с видами Москвы и Петербурга частного издательства печатной художественной графики Джузеппе Дациаро стал одним из самых крупных и известных издательских предприятий середины XIX века. На дациаровских листах Москва уникальна, так как в таком виде город просуществовал недолго. Многие его архитектурные памятники уцелели, и без них сегодня Москву уже невозможно представить. Это Храм Василия Блаженного, Спасская башня, Лубянская и Театральная площади. Особый интерес вызывают изображения навсегда утраченных достопримечательностей Москвы, память о которых сохранилась лишь в названиях станций метро, улиц и площадей. Среди них Красные ворота (Ж.Б. Арну с оригинала И.Е. Вивьена, Сухарева башня (Ф. Бенуа), Иверские ворота (А.Ш. Мюллера с оригинала И.Е. Вивьена), церковь Святого Николая на Ильинке (О.В. Деруа с оригинала С.Ф. Дитца). Работы, представленные на выставке, знакомят с древностью и современностью Москвы 40-х – 50-х годов XIX века – эпохи пристального интереса к отечественной истории. В отборе материала для своих серий Джузеппе Дациаро ответил запросам и русской, и иностранной публики. Многие листы специально посвящены памятникам русской архитектуры до 1700 года. Некоторые из них вошли в настоящую выставку: вид Новодевичьего монастыря, изображение Симонова монастыря, вид Колокольни Ивана Великого, исполненный известным французским гравером и литографом Филиппом Бенуа. О Джузеппе Дациаро (1806 – 1865) известно, что приехав в Россию из Италии, к началу 1830-х годов он, будучи уже купцом 2-й гильдии, занимался в Москве продажей литографированных эстампов и имел два магазина на Лубянке и Кузнецком мосту. В 1849 году стал владельцем магазина в Петербурге на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, а несколько лет спустя вывеска с его именем появилась и на Итальянском бульваре, в одном из самых престижных мест Парижа. Для печати литографий Дациаро сначала пользовался услугами петербургской мастерской К.И. Поля, а с середины 1840-х годов он отдает предпочтение полиграфической базе Европы: его основным партнером стала парижская типография Лемерсье. К работе привлекался широкий круг живописцев и литографов того времени. Среди них: Фердинанд Виктор Перро, Луи Пьер Альфонс Бишебуа, Филипп Бенуа, отец и сын Арну, Адольф Жан Батист Байо, Луи Жюльен Жакотте, Гийом Луи Пьер Регаме, Э. Обрен, Шарль Клод Башелье, Виктор Винсент Адам, Самуэль Фридрих Дитц, Жан-Александр Дюруи Их мастерство и безупречное исполнение «рисунков на камне» сохранили для нас свежесть образов и колорит давно ушедшей эпохи.
Источник: Дом-музей П.И.Чайковского (Афиша)
|