Справочник | Афиша | Новости | Контакты | Объявления | Регистрация |
|
Открыта выставка «БАЛЕТ НА ВСЕ ВРЕМЕНА» в Клину, посвященная 135-летию со дня постановки балета «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» П.И.ЧАЙКОВСКОГО20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в Большом театре чешским балетмейстером Венцелем Рейзингером был поставлен балет «Лебединое озеро», написанный русским композитором П. И. Чайковским по заказу Дирекции Московской конторы Императорских театров. Автор либретто и источник сюжета до сих пор неизвестны. Главные партии в тот вечер исполняли ведущие солисты театра: Одетта-Одиллия – П. М. Карпакова, принц Зигфрид – С. Ф. Гиллерт, фон Ротбарт, злой гений - С. П. Соколов. Дирижировал С. Я. Рябов – скрипач, дирижер и композитор, «почти гениальный самоучка, принесший немалую пользу московскому балету», как вспоминали современники. Оформляли спектакль известные театральные художники того времени: И. Шангин, К. Гропиус, К. Вальц. Мало что сохранилось от первой постановки балета «Лебединое озеро»: это лишь две зарисовки в журнале «Всемирная иллюстрация», несколько фотографий участников, да редкие воспоминания современников и статьи критиков, которые помогают восстановить или реконструировать это событие. Так, например, К.Ф. Вальц, инженерное мастерство которого позволяло добиваться разнообразных постановочных эффектов в спектаклях на волшебные и сказочные сюжеты, вспоминал: «При постановке балета П.И. Чайковский принимал живейшее участие в ее декорационном оформлении и много беседовал об этом со мной». Спектакль продержался в репертуаре Большого театра два года и был показан 27 раз. Сам композитор видел первый спектакль и следующую постановку нового балетмейстера Большого театра бельгийца Йозефа Петера Гансена в 1880-1882 годах, а также некоторые сцены из балета, подготовленные специально для его концерта в Праге в Национальном театре чешскими артистами. Но в 1877 году ни критики, ни слушатели, ни даже сам Чайковский не могли предполагать, что этот февральский вечер станет началом новой эпохи в истории русского и мирового балета, а само «Лебединое озеро» будет самым известным произведением всей мировой балетной классики. Нет, пожалуй, ни одной балетной труппы, ни одного театра, которые бы не ставили этот балет. Подлинный триумф пришел к «Лебединому озеру» через год после смерти композитора. В 1894-1895 г.г. на сцене Мариинского театра в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова, автора знаменитого второго акта, самого «лебединого» во всем балете, который и по сей день практически все хореографы мира сохраняют в своих постановках без изменений. К этой постановке брату композитора, Модесту Ильичу Чайковскому, было заказано новое либретто, которое и стало основным для всех последующих постановок "Лебединого озера " в театрах всего мира. В ХХ веке было сделано несколько исторически значимых прочтений балета. В 1933 году – это постановка А.Я. Вагановой в Кировском, ныне Мариинском театре, в 1953 году – постановка В.П. Бурмейстера в Московском Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Выставка «Балет на все времена» из фондов Государственного Дома-музея П.И.Чайковского представляет через фотографии и документы, эскизы декораций и костюмов, сами сценические костюмы, плакаты, театральные программы и афиши важнейшие эпизоды истории одного из величайших творений Петра Ильича Чайковского, его балета «Лебединое озеро».
Источник: Государственный Дом-музей П.И. Чайковского г. Клин |