Справочник | Афиша | Новости | Контакты | Объявления | Регистрация |
|
ВЫСТАВКА П. И. ЧАЙКОВСКИЙ И ГЕРМАНИЯ. Из коллекций Государственного Дома-музея П.И.Чайковского.Государственный Дом-музей П.И.Чайковского продолжает серию выставок из фондов музея, одной из целей которых является как можно шире представить посетителям многочисленные и уникальные коллекции музея. 22 апреля в выставочном зале концертного зала музея была открыта ещё одна выставка «П.И.Чайковский и Германия» Германия и немецкая культура во многом определили жизнь и творчество Петра Ильича Чайковского – абсолютно русского и одновременно, говоря словами Ф.М.Достоевского, «всемирноотзывчивого» композитора. «Немецкое» было заложено в нем на генетическом уровне. В его родословную входило несколько семейных линий, представлявших выходцев из Германии. Они служили России, начиная с XVIII века: Асье, Гогели, Кейзеры, Шоберты, Литке, Беренсы и др. 12 лет назад исследователи выяснили, что прадедом Чайковского по материнской линии был знаменитый художник-модельер Мейсенской фарфоровой мануфактуры – Мишель Виктор Асье. Он был французом, но почти вся его сознательная жизнь прошла в Саксонии, где он трудился в Мейсене на одном из производств немецкого фарфора. Его сын в начале 19 века, в 17-летнем возрасте приехал в Россию, где принял российское подданство, стал называться Андрей Михайлович Ассиер и женился на дочери православного священника. Ему суждено было стать дедушкой великого русского композитора П.И. Чайковского. Немецкий язык наравне с французским вошёл в жизнь Чайковского ещё в детстве – его гувернанткой в Воткинске была Фанни Дюрбах, уроженка Монбельяра, города, который находится на границе Германии и Франции. Ещё в юности читал и изучал сочинения немецких писателей, поэтов, учёных, философов: Шиллера, Гёте, Гейне, Лессинга, Шопенгауэра, Гельмгольца. Впоследствии он много переводил с немецкого. От своих учителей – немецких музыкантов, работавших в России, у которых в юности обучался будущий композитор, Чайковский получил профессиональное музыкальное образование и все навыки композиторской техники. Со многими немецкими музыкантами композитор сохранял творческие и дружеские отношения на всю жизнь, некоторым посвятил свои сочинения В. Фитценхагену, К. Клиндтворту, П. Пабсту. Впервые в Германии Чайковский побывал в 1861 году. На протяжении всей жизни он посетил многие немецкие города: Мангейм, Берлин, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Кёльн, Гамбург, Висбаден. Именно в Германии ранее, чем в других европейских странах начали не только исполняться, но и издаваться сочинения Чайковского. Здесь же началась активная гастрольная жизнь Чайковского-дирижёра. В январе 1892г. в Гамбурге состоялась премьера оперы Чайковского «Евгений Онегин», которой дирижировал молодой капельмейстер Густав Малер, а через год там же в присутствии автора – его оперой «Иоланта». Германия занимает особое место в судьбе наследия Чайковского. В городе Бад-Пирмонте в 1902 году состоялись торжества, посвящённые памяти П.И.Чайковского, материалы которых были первым большим поступлением в фонды клинского музея. После второй мировой войны в Гамбурге была создана студия имени П.И.Чайковского, а позднее в Тюбингене было основано Общество П.И.Чайковского. Оно занимается выставками, концертами, выпускает ежегодные сборники с новыми исследованиями о жизни и творчестве Чайковского. При участии общества состоялось совместное издание партитуры Шестой симфонии Чайковского, предпринятое издательством «Музыка» (Москва) и «Schott» (Германия). Ежегодные собрания Общества проходят в городах, связанных с именем русского композитора. В 2012 году заседание состоится в Лейпциге. Выставка «Чайковский и Германия» построена хронологически. В ней представлены материалы различных коллекций музея, в том числе и личного фонда П.И.Чайковского.
Источник: Администрация Дома-музея П.И. Чайковского г. Клин |